Полезная информация

Изменившийся мир, учителя и дети или зачем появился Манифест гуманистической педагогики?
30.11.2015

Манифест подготовлен ведущими экспертами в области образовании. Его с интересом читают и в школах, и в кабинетах управленцев. Чиновники удивляются: зачем такие умные люди написали текст, на котором не построишь управленческих решений и не организуешь административные проверки? Учителям же важно другое: с детьми нельзя работать, не думая о смыслах. В Институте образования Высшей школы экономики состоялся семинар, на котором обсуждали Манифест.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

— Почти 30 лет назад в «Учительской газете» был опубликован Манифест, который Симон Соловейчик назвал «Педагогика сотрудничества». Тот текст взорвал авторитарную педагогику ХХ века, и все последующие годы школа шла от авторитарности к свободе и уважению ребенка. Сегодня то, что сделано за это время в реальной педагогике, в образовательной политике и в идеологии образования, подвергается жесткой критике. Появились защитники авторитарности и единообразия.

Главное в Манифесте — смыслостроение, потому что гуманистические смыслы современной школы прописаны мало. Наша задача — поддержать тех, кто думает так же, но порой чувствует, что он совсем один.

Текст писали не методисты, и обращен он не только к учителю, а к обществу в целом.

Александр Архангельский, писатель, литературовед, ординарный профессор НИУ ВШЭ:

— Мир меняется быстро, школа — медленно. Ставка на консерватизм обречена. Сегодня нужны не просто поправки — поправки бесполезны, а сдвиг. Казалось бы, как в сегодняшних условиях надеяться на это? Но и в 1986 году, когда был опубликован Манифест «Педагогика сотрудничества», нельзя было предположить, что что-то сдвинется, а перестройка началась осенью 1986-го, как раз после публикации того Манифеста.

Будем реалистами. Будем требовать невозможного. Только так в истории и можно что-то сделать — ставя задачи, которые кажутся невозможными.

Александр Асмолов, академик РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования:

— Мы хотели передать смыслы и прорваться за сопротивляющееся поле значений. Поэтому возник жанр манифеста — как призыв, как воззвание и как мнение определенной группы.

Смыслы трудно перевести на язык значений. Часто мы работали с парадоксами. На месте эпиграфа, где пишут, например: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» — у нас три парадокса: «Единство — в многообразии. Ответственность — в свободе. Устойчивость — в развитии».

В Манифесте есть много сверхстранных сочетаний, например, «экосистема массового персонального образования» — само словосочетание содержит вызов. Но лет через 8—10 то, что называлось дополнительным образованием, станет главным трендом. Образование выйдет за рамки замкнутой школьной системы. Пастернаковский троп «поверх барьеров» будет иметь прямое отношение к образованию.

Шекспир говорил: «Весь мир — театр, и люди в нем актеры», мы в Манифесте говорим: весь мир — образование, и все люди в нем и ученики, и учителя, и учат друг друга.

В образовании сегодня технология впереди задачи, измерение впереди целеполагания. А я исповедую положение основателя биомеханики Николая Берштейна: задача рождает орган. Пока мы решаем, что делать, как делать, за счет чего делать, но не ставим вопрос: ради чего делать, — мы проигрываем.

Манифест — про то, ради чего делать.

Михаил Кларин, ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО:

— В новых нормативных ведомственных документах закреплены гуманистические идеи, но они не реализуются? Где разрыв?

Читать продолжение в источнике



« показать за последнее время
« показать за Ноябрь 2015-го года (всего 5)


Архив
За 2016 год: Январь[1] Февраль[2]
За 2015 год: Ноябрь[5] Декабрь[4]