Новости

24 декабря Ассоциация провела расширенное совещание
25 Декабря 2013 г. 19:15

24 декабря Ассоциация провела расширенное совещание с руководителями и специалистами муниципальных органов управления образования и директорами учреждений ДОД в режиме интернет-конференции, посвященное итогам Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей 03-04 декабря 2013г. в г. Москве.

По проьбе участников предоставляем кратко материалы совещания:

Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей 03-04 декабря 2013г. в г. Москве стала итоговым мероприятием после проведения в октябре-ноябре окружных форумов по всей России. Инициатором форумов и конференции выступил Профсоюз работников народного образования и науки РФ при поддержке Минобранауки РФ.

От Свердловской области на конференции участвовали Шевченко Константин Валерьевич, директор ГАОУ СО «Дворец молодёжи», президент НО «Ассоциация учреждений ДОД СО», и Жильцова Лариса Владимировна, зав. отделом документационного и нормативно-методического обеспечения ГАОУ СО «Дворец молодёжи», исполнительный директор НО «Ассоциация учреждений ДОД СО».

 

Конференцию вели:

  • Страдзе Александр Эдуардович, директор Департамента гос.политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ, (тезисы и презентация)
  • Меркулова Галина Ивановна, Председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ. (доклад)

Меркулова Галина Ивановна в своем докладе наиболее точно описала текущие проблемы в системе допобразования.

Кроме того интересными были выступления:

  • Асмолова Александра Григорьевича, директора Федерального института развития образования, (стенограмма) и
  • Косарецкого Сергея Геннадьевича, директора Центра социально-экономического развития школы Института образования ФГАОУ ВПО «Национально-исследовательский университет «Высшая школа экономики» (презентация).

Участникам конференции был представлен опыт организаций г.Москвы. Мы посмотрели «Инновации в техносфере образования» ГБОУ  «Московский центр Технологической Модернизации Образования» (ТемоЦентр). Некоторые технические инновации нам хотелось бы внедрить и в проекты Свердловской области.

 

Мы поделились опытом создания Ассоциации учреждений – было много откликов с пожеланием создать аналогичные организации у себя в регионах, а также многие руководители поддержали предложение создать Всероссийскую ассоциацию.

 

Кроме того, на конференции Профсоюз РФ объявил о создании Совета по вопросам дополнительного образования детей, в который включена наша Ассоциация.

 

Хотелось бы отметить, что Свердловская область в сравнении с большинством других территорий в части развития системы ДОД «хорошо живет». У нас много базовых площадок по инновационной деятельности, которые на реализацию своих проектов получили современное оборудование. И будут создаваться еще новые площадки.

У нас в планах масштабный проект по профориентации, который поддержан министерством общего и профессионального образования Свердловской области! Надеемся, что в 2014 году нам удастся его реализовать.

 

1.     Содержание конференции.

О законодательной базе:

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплен статус дополнительного образования.

На текущий момент приняты и действуют следующие документы:

Стратегические документы:

1.                ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.                Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»

3.                Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

4.                Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

5.                Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

6.                Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

7.                Федеральная целевая программа развития образования на 2013-2020 гг.

8.                Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 

Проекты документов:

1.                Межведомственная программа развития ДОД в РФ до 2020 г.

2.                Приказ Минобрнауки России «О Межведомственном координационном совете по дополнительному образованию и воспитанию детей».

 

«Дорожная карта» направлена на расширение потенциала системы дополнительного образования детей и включает в себя:

  • разработку     и     реализацию     программ     (проектов)    развития дополнительного образования детей;
  • совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
  • распространение    региональных    и    муниципальных    моделей организации дополнительного образования детей;
  • создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
  • разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей.
  • создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению, которая включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
  • разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
  • разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования.

 

Межведомственная программа развития ДОД в РФ до 2020 г. разрабатывалась более 2-х лет ФИРО, но так и не была утверждена. Стоит заметить, что программа разрабатывалась без участия Минспорта и Минкультуры России, что в корне не правильно. На конференции среди участников не было представителей из сферы культуры и спорта…

 

Отмечается, что в действующих документах нет четких механизмов их реализации. И механизмы эти ни ФИРО, ни ВШЭ разработать пока не могут.

 

Совсем недавно вступил в силу приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008, который установил порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. При этом прежнее типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей признано утратившим силу.

Еще изменение внес новый закон об образовании в Бюджетный кодекс РФ. Согласно ему к середине 2014 года необходимо закончить формирование полного отраслевого (базового) перечня государственных (муниципальных) услуг, в том числе и в сфере дополнительного образования детей, который должны применять все учредители в образовательной сфере деятельности как на региональном, так и на муниципальном уровнях, при определении государственного (муниципального) задания на оказание  услуг населению для своих подведомственных учреждений.

Кроме того, в своем выступлении Александр Страдзе отметил, что «необходим переход на нормативы подушевого финансирования дополнительного образования.  Должны быть установлены соответствующие нормативы затрат на оказание услуг, учитывающие все особенности реализации отдельных дополнительных образовательных программ, в том числе их направленности и год освоения, особенности контингента обучающихся. Расчет нормативов затрат должен быть прозрачен и ясен для образовательных учреждений, их величины должны быть достаточны и необходимы    для    обеспечения    возможности    реализации    программ учреждениями. Финансовое обеспечение реализации дополнительных образовательных программ должно осуществляться, в том числе, на принципах персонифицированного финансирования».

 

Естественно, что все эти нововведения требуют от учредителей внесения изменений в нормативные документы подведомственных учреждений.

Но Минобрнауки не дает разъяснений, методических рекомендаций по финансово-экономической деятельности и разработке и обновлению нормативно-правовой базы учреждений ДОД.

Государство, определив в новом законе об образовании ответственными за развитие сферы ДОД субъекты РФ, ожидает выработки конкретных механизмов по реализации основных документов в области образования.

Часть субъектов РФ уже взяли инициативу в свои руки.

Был представлен опыт Перми. Они ввели персонифицированный учет посещения детьми учреждений ДОД. В учреждениях установлены считывающие устройства, детям выданы электронные пропуска. Ведется строгий учет посещений и соответственно из этого формируется оплата труда педагогов и объемы финансирования учреждений. Данный финансовый механизм позволил регулировать качество образования (отслеживается востребованность программ).

Челябинская область перевела учреждения ДОД из муниципального на региональный уровень. Для расчета объемов финансового обеспечения по нормативу они классифицировали учреждения, исходя из количества обучающихся в учреждении и количества реализуемых направленностей. Также ввели критерии эффективности деятельности муниципальных УДОД.

 

Государство планирует, что в течение 2014г. (а может и дольше) субъекты смогут выработать и апробировать конкретные механизмы по модернизации образования. При этом, речи о финансировании из федерального бюджета пока нет. Озвученные ранее и прописанные в проекте Межведомственной программы сроки с 2014 отодвинуты за 2016 год. О заявленных 50% объемах финансирования тоже пока речи нет. В приоритете – обеспечение детей дошкольными учреждениями.

 

Тем не менее, развивать сферу ДОД по закону мы должны.

Согласно основным документам необходимо:

1.     Обеспечить охват детей в возрасте 5-18 лет услугами ДО к 2020 году до 75%;

2.     Повысить заработную плату педагогов ДОД до средней по региону;

3.     Повысить качество и количество образовательных услуг;

4.     Решить проблемы с кадровыми ресурсами;

5.     И еще усовершенствовать материально-техническую базу.

Однако если учитывать на данный момент первые 2 пункта, то при демографическом росте населения потребуется более чем в 2-х кратном размере увеличить расходы бюджета.

Минобрнауки считает, что субъекты должны взять на себя обязательства по финансовому обеспечению и внедрить механизмы предоставления финансовой поддержки дополнительного образования детей в муниципальные организации, в частности в школы.

В отношении охвата детей.

Была разработана формула подсчета охвата детей услугами дополнительного образования. Естественно, придумывать схему и производить подсчет должен региональный оператор или ресурсно-методический центр ДОД.

За основу расчета охвата детей берется учет обучения каждого
ребенка поодной или нескольким дополнительным общеобразовательным программам, независимо от их направленности, формы освоения (очная, очно-заочная, дистанционная) и организации, где они реализуются. Опрос обучающихся (родителей - для дошкольного уровня) проводится ежегодно в январе месяце за предыдущий календарный год в дошкольных образовательных организациях (для детей в возрасте 5-6 лет), общеобразовательных организациях (для обучающихся с 1 по 11 класс); в средних и высших профессиональных образовательных организациях (для обучающихся в возрасте до 18 лет). При условии участия ребенка в реализации нескольких дополнительных образовательных программ, он учитывается по каждой программе один раз.

 

 

 

Условные обозначения:

ОхДОД - охват детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет;

ЧОбдодСО - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных системе образования (определяется как сумма обучающихся по дополнительным образовательным программам в общеобразовательной школе (сош), учреждениях дополнительного образования детей (удод), дошкольных образовательных учреждениях (доу), учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования (по);

ЧОбдодСК - численность обучающихся по дополнительным
образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных сфере культуры;

ЧОбдодССп - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных сфере спорта;

ЧОбдодСМ - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных  и       негосударственных учреждениях, подведомственных сфере молодежной работы;

ЧОбдодИП - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет, реализуемых индивидуальными предпринимателями;

ОЧД - общая численность детей в субъекте Российской Федерации в возрасте от 5 до 18 лет

 

А.Страдзе: «Чисто технически решить проблему увеличения охвата невозможно. Необходимо развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей с учетом особенностей организации внеурочной деятельности и требований ФГОС общего образования.»

Здесь возникает опасность, если не развести понятия «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность», что через школы будет реализован практически 100% охват детей услугами ДОД. А значит, целевой показатель выполнен и модернизация прошла успешно…

Содержание образования.

С новым приказом Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008 определены всего 6 направленностей по дополнительным общеобразовательным программам: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Акцент делается на развитии инклюзивного образования (позволит увеличить также охват). Отсюда, опять же, требуется разрабатывать новые формы обучения, применять современные технологии в образовании, пересматривать существующие программы с учетом современных потребностей и запросов населения.

Для обмена профессиональным опытом и развития содержания программ Минобрнауки создал Интернет-ресурс «Программы дополнительного образования детей» позволяющий осуществлять сбор, систематизацию данных об учреждениях, реализацию сетевого взаимодействия специалистов, экспертов, педагогов и учреждений дополнительного образования детей. http://user1.saprinc.ru/

Повышение квалификации.

На конференции было отмечено, что современная ситуация развития образования предъявляет новые требования к качествам педагога дополнительного образования детей. Во-первых, он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т.д.), так и профессиональным педагогом. Во-вторых, он обеспечивает не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных проблемы. В-третьих, успешно работает только успешный педагог, которого дети добровольно выбирают, тем более в условиях индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей.

Кроме того, необходимо постоянное правовое и экономическое обучение не только руководителей учреждений ДОД, но и специалистов органов власти, осуществляющих управление в сфере образования.

В 2014 году в рамках ФЦПРО запускается проект по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей с использованием эффективного регионального опыта.

Разработаны и готовятся к апробации профессиональные стандарты и в сфере дополнительного образования детей. Естественно будет меняться и содержание трудового договора с педагогами, или так называемого эффективного контракта.

Применение профессионального стандарта педагога дополнительного образования при формировании трудового договора, при аттестации работника возможно не ранее чем с января 2016 года. Профсоюз настоял на предварительной апробации профессиональных стандартов педагогической деятельности, проведении обязательного обучения руководителей и специалистов образовательных учреждений по применению профстандартов,  а также на подготовке методических рекомендаций по применению и внедрению профстандартов. Для апробации будут созданы пилотные площадки в некоторых регионах.

 

Про резолюцию конференции.

Проект резолюции можно скачать здесь.

По итогам работы 5 различных секций, проходивших во второй день конференции, в проект резолюции от участников были направлены еще предложения. Все единодушно согласились, что необходимо при проведении последующих аналогичных мероприятий приглашать к участию и работе представителей сфер культуры и спорта.

От Ассоциации мы направили в Профсоюз предложения в проект резолюции, касаемые:

  • повышения заработной платы не только педагогических, но и руководящих работников ДОД,
  • обеспечения льготами (наравне с учителями) по приобретению жилья, и иной мотивацией,
  • об установлении досрочной трудовой пенсии педагогам ДОД,
  • повышения статуса и престижности профессии работников ДОД,
  • возможности реализации программ повышения квалификации педагогических работников государственными учреждениями ДОД,
  • разработки системы грантовой поддержки учреждений ДОД по реализации инновационных образовательных проектов с целью улучшения материально-технической базы учреждений,
  • с целью устранения противоречий и смешения понятий, для разработки региональных документов нормативно-правового характера привести в соответствие понятия: «дополнительное образование детей», «неформальное образование», «внеурочная деятельность», во всех федеральных нормативных документах. Предусмотреть, что внеурочная деятельность, реализуемая в общеобразовательном учреждении, не является дополнительным образованием детей.


« показать за последнее время
« показать за Декабрь 2013-го года (всего 8)


Архив
За 2018 год: Январь[1] , Февраль[2] , Март[1] , Май[2] , Июль[2] , Август[2] Сентябрь[3]
За 2017 год: Январь[2] , Февраль[1] , Март[1] , Апрель[2] , Май[2] , Июль[2] , Ноябрь[1] Декабрь[2]
За 2016 год: Январь[7] , Февраль[4] , Март[4] , Апрель[4] , Июнь[5] , Сентябрь[7] , Октябрь[4] , Ноябрь[1] Декабрь[1]
За 2015 год: Январь[1] , Март[3] , Апрель[4] , Май[4] , Июнь[9] , Июль[3] , Август[7] , Сентябрь[5] , Октябрь[4] , Ноябрь[19] Декабрь[7]
За 2014 год: Январь[4] , Март[5] , Апрель[3] , Май[3] , Июль[1] , Август[4] , Октябрь[1] , Ноябрь[9] Декабрь[5]
За 2013 год: Февраль[2] , Март[4] , Апрель[2] , Май[3] , Июнь[8] , Август[3] , Сентябрь[7] , Октябрь[4] , Ноябрь[4] Декабрь[8]
За 2012 год: Май[3] , Июнь[2] , Август[4] , Ноябрь[2] Декабрь[3]